рус | eng | 日本語 | العربيّة

cпециальный доступ




Рама для картины

Рама - это своеобразная граница между художественным произведением и внешним миром. Она направляет внимание зрителя на работу, подчеркивает ее неповторимость. С другой стороны, рама связана с интерьером, в котором помещено изображение, поэтому может использоваться в качестве переходного элемента от самой работы к стене, а может стать полноценным элементом декора. Чтобы выбранное вами произведение искусства действительно украсило ваш интерьер, необходимо подобрать ему достойное обрамление. Правильно подобранная рама не соперничает, не затеняет изображение, ни в коем случае не принижает ценность оформляемой вещи, максимально подчеркивая ее достоинства. Сегодня в рамы оформляют не только живописные и графические работы или художественную фотографию. Зеркала, гобелены, вышивку, детские рисунки, любительские фото, документы, медали или монеты — красивый багет превратит все эти вещи в изысканный смысловой акцент в интерьере.

История рамы тесно связана с развитием искусства: новшества в архитектуре, живописи, декорировании интерьера так или иначе отражались и на оформлении картины. Прародителем современной рамы можно считать декоративный бордюр, которым обрамлялись росписи и мозаики, украшавшие полы и стены вилл, дворцов и храмов в Древне Риме. В Средневековье декоративный бордюр также активно используется во внутреннем убранстве церквей и декоре предметов церковного обихода: алтарные композиции, раки (гробницы для хранения мощей святых, имевшие вид сундука, саркофага или архитектурного сооружения), многочисленные складни, дарохранительницы, реликварии, оклады книг, изготовленные из дерева, слоновой кости, серебра, обильно покрытые изящной резьбой. Кроме того, декоративный бордюр украшает страницы средневековых рукописей и, самое главное, росписи стен храмов, церквей, обрамляя и отделяя друг от друга изображенные сюжеты из Святого Писания и житий святых. Со временем настенная живопись приобретает тенденцию "отделения от стены": иконы, композиции на религиозные темы все чаще выполняются на деревянной или металлической основе. Эпоха Возрождения подарила нам такое изобретение, как живопись по холсту: появляется картина в современном понимании этого слова, а вместе с ней багет и рама во всем ее великолепии. На протяжении длительного времени живопись была доступна лишь исключительно высшему сословию и предназначалась для размещения в роскошных интерьерах. Поэтому багетчики при изготовлении рамы ориентировались на декор дворцовых залов, копируя формы, орнаменты различных элементов внутреннего убранства. Техника выполнения багета развивавалась, соответствуя ведущему художественному течению эпохи: Ренессанс, барокко, ампир, модерн, конструктивизм — оставили свой след в багетном искусстве. Благодаря такому долгому пути, сегодня мы имеем множество профилей багета различных стилей и орнаментов.

Багет или багетная рейка представляет собой деревянный, пластиковый или металлический профиль. В зависимости от размера, колорита, темы и техники исполнения художественного произведения, подбирается и вариант обрамления: цвет, профиль, орнамент и высота багета. Существует несколько основных разновидностей профиля. Прежде всего это классический «корытообразный» профиль, подчеркивающий глубину, перспективу изображения. «Обратный» профиль, который, в отличие от предыдущего, приподнимает работу над поверхностью стены, как бы придавая ей обратную перспективу. Узкий багет, идущий, в основном, для оформления фотографии или графики и широкий плоский багет, используемый как самостоятельно, так и для создания сложного профиля наложением нескольких видов багета друг на друга. Традиционно багет выполняется из дерева различных пород, в том числе дорогостоящих. На отечественных линиях производства чаще всего для изготовления багетной рейки используется дуб, сосна, бук. Кроме того, в багетных мастерских огромный выбор пластикового (в основном полиуретанового) багета. По своим эстетическим характеристикам он не уступает деревянному багету, а цена его при этом обычно ощутимо ниже. Качество пластикового багета зависит от его состава: чем больше примесей в нем содержится, тем более хрупким, но и одновременно дешевым он будет. Очень популярны сегодня легкие и лаконичные металлические (как правило, алюминиевые) профили. Они прекрасно вписываются в современные интерьеры в стиле хай-тек, подходят для декорирования общественных помещений.

Помимо непосредственно самого багета, рама имеет и другие составляющие, о которых также необходимо помнить. При оформлении большого размера гобеленов и батиков необходим подрамник, представляющий собой деревянную конструкцию, на которую тщательно натягивается полотно. Кроме того, он понадобится, если вы приобрели снятый с подрамника живописный холст, а также в случае повреждения или замены уже имеющегося. Не рекомендуется самостоятельно натягивать картину на подрамник, поскольку велика опасность повредить красочный слой. Только после натяжки холста работу одевают в раму. Картина не должна входить в раму плотно: между картиной и пазами рамы рекомендуется оставлять свободное расстояние (в зависимости от размера картины от 1 до 3 см.). Это расстояние поможет предохранить работу от провисания холста и повреждений, если рама или подрамник под влиянием изменяющихся температурно-влажностных условий будет деформироваться. За подрамником также необходим уход. Во избежание порывов холста, осыпания красочного слоя, следите, чтобы различного рода мусор, грязь и пыль не попадали между холстом и подрамником и не скапливались по нижнему краю картины.

Для оформления графических листов, фотографий, документов, постеров, вышивок применяется паспарту. Это белый или цветной фон между работой и рамой, выполненный, как правило, из тонкого картона, в котором вырезается окно по размеру работы. Ширина оставляемых полей подбирается для каждой конкретной работы индивидуально. Функция паспарту — создавать воздушную прослойку между произведением и стеклом. При оформлении убедитесь, что паспарту из экологически чистого натурального или безопасного синтетического материала. Во избежание повреждения, не наносите клей или липкую ленту на обратную сторону рисунков, гравюр и других произведений, выполненных на бумаге. Для этих целей рекомендуется использовать специальный, так называемый, музейный скотч. Традиционно для паспарту используется тонкий или многослойный картон, имеющий множество цветовых оттенков и вариантов фактур. Кроме того, в багетных мастерских можно найти разнообразные тканевые, в том числе бархатные, металлизированные паспарту от ведущих мировых производителей. Выбор паспарту творческий и увлекательный процесс. Так, сочетанием нескольких слоев паспарту, разных по тону, можно придать дополнительную глубину изображению, накладыванием паспарту друг на друга можно создавать декоративные канты различной ширины, цвета и фактуры. Одна и та же работа будет смотреться совершенно по-разному, если подобрать паспарту дополнительным цветом, присутствующим в изображении, или наоборот — контрастным.

Помимо паспарту для оформления работ, выполненных на бумаге, вам потребуется задний картон. Он служит жесткой основой и изготавливается из оргалита, пенокартона или специального плотного картона.

Одно из важнейших средств защиты произведения искусства — стекло. Оно необходимо для оформления таких графических произведений как рисунки карандашом, сангиной, углем, пастелью, в том числе восковой, тушью, а также гравюры, выполненные в разной технике, эстампы. Кроме того, под стекло убирают фотографии, постеры, не имеющие специального покрытия, плакаты, папирусы, документы, некоторые текстильные работы. Живопись под стекло убирать не принято, поскольку красочный слой имеет богатую, насыщенную фактуру, и может быть покрыт защитными лаками, имеющими разную степень блеска. Считается, что стекло "смазывает" живую вибрацию поверхности холста. Исключение составляют музейные полотна особой ценности. При оформлении используется только высококачественное, не содержащее вкраплений полированное стекло, как правило, не более 2 мм толщиной. Такое стекло не дает искажений, а использование современных синтетических материалов, таких как плэксигласс, делает его к тому же практически безбликовым. Кстати, существует особый вариант обрамления, состоящий из двух слоев — стекла и картона, скрепленных специальными защелками. Такое простое и вместе с тем элегантное оформление прекрасно подходит для графических работ. Оно не имеет четко очерченных границ, концентрирует внимание на произведении искусства, а не на себе и, кроме того, вписывается практически в любой интерьер.

Заказывают рамы обычно в багетной мастерской, безусловными преимуществами которой является использование сециализированных материалов и современного оборудования. Например, такого как высокоточные станки для распила и сборки багета, позволяющих добиться аккуратных стыков минимальной толщины, что является одним из главных показателей качества изготовленной рамы. Однако, если вы владеете большой картиной, или очень ценной, или же просто не рискуете сами заниматься ее оформлением, возить ее в мастерскую и обратно, то лучше пригласить специалиста.

Правильно подобранное оформление не только подчеркнет художественные достоинства работы и придаст новое звучание интерьру. Оно защитит от механических, климатических и прочих воздействий, способствуя продлению жизни произведения искусства.

Елена Вильке, искусствовед